Информационные ресурсы. Что понимают под образовательно-информационными ресурсами Что включают в себя информационные ресурсы

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

В настоящее время используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для информационных работников профессионально значимо широкое понимание.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах) .

Под информационными массивами понимают обычно упорядоченное множество элементов (документов и/или данных), к которым возможен индивидуальный доступ. В настоящее время чисто количественно информационные массивы составляют подавляющую часть информационных ресурсов. Наиболее яркими представителями этих массивов являются обычные базы данных, библиотечные или архивные фонды.

Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения. Базовым набором признаков можно считать следующий:

источник ИР : например, официальная информация, опубликованная, статистическая отчетность, результаты измерений, испытаний и проч.;

принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, МВД, МЧС, НТИ и др.;

форма собственности : государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная; собственность общественных организаций; акционерная, частная, а также указание на владельца;

характер использования ИР (назначение ): например, ИР массовые, межведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;

объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);

открытость информации : открытая, секретная, конфиденциальная;

форма представления информации : текстовая, графическая, мультимедийная и др.;

носитель ИР : электронный, бумажный и др.

способ распространения информации : сети (глобальные, локальные), издания и др.;

естественный язык , на котором представлена информация.

Кроме того, важнейшими характеристиками ИР являются такие трудно формализуемые параметры, как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.

Состав ИР может быть охарактеризован как:

    полнотекстовые базы данных;

    библиографическая продукция;

    фактографические базы данных;

    справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);

    обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);

    услуги, предлагаемые на информационном рынке;

    компьютерные сети связи;

    программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;

    учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

    информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

    библиотечная сеть Российской Федерации;

    архивный фонд Российской Федерации;

    государственная система статистики;

    государственная система научно-технической информации.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.

Архивный фонд РФ находится в ведении Федеральной архивной службы. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата, важнейшей задачей которого является подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества.

В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

6. Структура контрольного задания

6.1 Текст задания

Лабораторная работа №1

Текст задания:

Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением .

Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.

Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть навыками установки программного обеспечения и работы с ним.

Задание №1.

1. Загрузите Интернет.

2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

4. Охарактеризуйте любые три.

Задание №2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

1) укажите время утверждения григорианского календаря

2) каков диаметр пылинки

3) укажите смертельный уровень звука

4) какова температура кипения железа

5) какова температура плавления йода

6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца

7) какова масса Земли

8) какая гора в Австралии является самой высокой

9) дайте характеристику народа кампа

10) укажите годы правления Ивана III

11) укажите годы правления Екатерины II

12) укажите годы правления Ивана IV

13) укажите годы правления

14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед

Задание №3. Ответьте на вопросы:


Задание №4.

1. Установите программу «Клавиатор2004» из папки «Практикум» на диске D. Опишите все этапы установки.

2. Удалите программу «Клавиатор2004» через «Панель управления». Опишите все этапы.

Задание №5. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе :

6.1.2 Время на подготовку и выполнение: 45 мин

6.1.3 Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)

За правильный ответ на вопросы или верно выполненное действие выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопрос, не выполненное или неверно выполненное действие выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Лабораторная работа №2

Текст задания:

Тема: Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет

Цель: изучить лицензионные и свободно распространяемые программные продукты; научиться осуществлять организацию обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Задание №1. Найти в Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации » и выделить определения понятий:

Задание 2 . Изучив источник «Пользовательское соглашение» Яндекс ответьте на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

1. По какому адресу находится страница с пользовательским соглашением Яндекс?

2. В каких случаях Яндекс имеет право отказать пользователю в использовании своих служб?

3. Каким образом Яндекс следит за операциями пользователей?

4. Что подразумевается под термином «контент» в ПС?

5. Что в ПС сказано о запрете публикации материалов, связанных с:

ü обращением с животными;

ü размещением и пропагандой порнографии

6. Какого максимального объема могут быть файлы и архивы, размещаемые пользователями при использовании службы бесплатного хостинг а?

7. Ваш почтовый ящик на Почте Яндекса будет удален, если Вы не пользовались им более

Задание 3 . Изучив презентацию «Программное обеспечение компьютера» (располагается на сайте преподавателя), заполните таблицу:


Задание 4 . Изучив программное обеспечение компьютера, за которым Вы работаете, заполните список:

Перечень стандартных программ

Образовательные информационные ресурсы (ОИР) являются свободно доступными, открыто лицензированными текстами, средствами массовой информации и другими цифровыми активами, которые полезны для обучения и оценки, а также для исследовательских целей. Развитие и продвижение ОИР часто мотивируется желанием предоставить альтернативную или расширенную образовательную парадигму. Итак, что относится к образовательным информационным ресурсам?

Вконтакте

Одним из самых известных информационных ресурсов являются Википедия и Викисловарь. Эти ресурсы в 2003 году были переданы некоммерческой благотворительной организации Wikimedia Foundation, целью которой является сбор и разработка бесплатного информационного образовательного контента и его эффективное глобальное распространение. Википедия входит в десятку самых посещаемых веб-сайтов по всему миру с 2007 года. А еще что относят к образовательным ресурсам?

Общие сведения

Идея информационных образовательных ресурсов имеет множество рабочих определений. Этот термин был впервые введён в 2002 году на Форуме ЮНЕСКО по открытым учебным программам и обозначил учебные и исследовательские материалы на любом носителе, цифровом или ином, который находится в общественном достоянии или был выпущен по открытой лицензии. Доступ к этим ресурсам, использование, адаптация и перераспределение другими лицами должен быть без ограничений. Открытое лицензирование строится в рамках существующих прав интеллектуальной собственности, определённых в соответствующих международных конвенциях.

То есть, это учебные и исследовательские ресурсы, которые находятся в общественном достоянии или были выпущены по лицензии на интеллектуальную собственность, разрешающей их бесплатное использование и повторное назначение другими лицами. Образовательные ресурсы включают:

  • полные курсы;
  • учебные материалы;
  • модули;
  • учебники;
  • потоковое видео;
  • тесты;
  • программное обеспечение и любые другие инструменты, материалы или методы, данные используемые для поддержки доступа к знаниям.

Характер ресурса: Некоторые люди ограничивают определение ОИР образовательными электронными ресурсами, в то время как другие считают, что любой образовательный ресурс может быть включён в определение.

Источник ресурса: хотя некоторые из определений требуют создания ресурса с чётко определённой целью обучения, другие расширяют его, включая любой ресурс, который потенциально может быть использован для обучения

Уровень открытости : для большинства определений требуется, чтобы ресурс был размещён в общедоступном домене. Другие требуют использование только для образовательных целей или исключают коммерческое использование.

Эти определения также имеют общие элементы, а именно:

  • использование, повторное использование и изменение ресурсов;
  • бесплатное использование в образовательных целях учителями и учащимися;
  • охватывают все типы цифровых носителей.

Разнообразие пользователей, создателей и спонсоров информационных образовательных ресурсов, создаёт множество вариантов использования и требований.

Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также определяет электронные информационные ресурсы как оцифрованные материалы, предлагаемые свободно и открыто для преподавателей, студентов и остальных людей для использования в обучении и исследованиях.

Они включают в себя:

  • учебный контент;
  • программное обеспечение;
  • инструменты для разработки;
  • использования и распространения контента.

Компьютеры и связанные с ними электронные ресурсы стали играть центральную роль в образовании. Каковы бы ни были ваши чувства к тому, что некоторые назвали цифровой революцией, нужно признать - многие, возможно, большинство учащихся полностью погружены в неё. Они привыкли использовать электронную почту как обычную форму общения. Но не только студенты, ценят электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Учителя также пользуются этими ресурсами, используя ряд полезных инструментов.

Нужно подчеркнуть слово «полезно», потому что электронные ресурсы дополняют, но редко заменяют более традиционные методы обучения. Электронные инструменты могут сделать учёбу более эффективной; лекции более убедительными, информативными и разнообразными; чтение заданий более обширными, интересными и доступными; дискуссии более свободными и сложными. Только вы, однако, можете судить, продвигают ли эти методы ваши собственные цели обучения.

Веб-источники и электронные носители информации предоставляют более широкий спектр вторичных и первичных источников (включая визуальные и аудиоматериалы) . Теперь учащиеся могут получить доступ к материалам, которые когда-то были доступны только для экспертов.

Компьютер с презентационным программным обеспечением может предоставить единый инструмент для увеличения количества лекций с контурами, слайдами, статистическими диаграммами и таблицами, изображениями, музыкой и даже видеоклипами.

Необходимые инструменты

Но владение технологией или доступ к ней обычно является лишь первым шагом. Ещё важнее научиться использовать его. Это одна из самых больших проблем, с которыми сталкивается любой, кто хочет использовать электронные инструменты, потому что эти знания не всегда легко приобрести.

Многие люди имеют ограниченные навыки работы с компьютером, легко запуганы новыми и незнакомыми задачами и стараются избегать делать что-либо, что требует от них изучения чего-то , очень отличающегося оттого, к чему они привыкли. Если вы попадаете в последнюю группу, но хотите расширить свою способность использовать электронные инструменты, вам нужно найти помощь.

Имейте в виду, наконец, что технология, связанная с компьютерами и интернетом, меняется с захватывающей скоростью. Хотя определённые навыки будут оставаться полезными для вас в течение длительных периодов времени, многое нужно будет учить снова и снова. Быстрота изменений в этой области может быть пугающей и запугивающей. Но это также источник некоторых ценных нововведений, которые могут вам пригодиться.

Библиотека как информационный образовательный ресурс

На протяжении многих лет библиотеки поддерживали образовательные усилия, предоставляя учебные ресурсы, информационные и справочные услуги. Многие библиотеки имеют информационно-пропагандистские программы, предназначенные для удовлетворения потребностей конкретных групп людей с ограниченными квалификационными навыками. Кроме того, ресурсные материалы библиотеки распространяются на тюрьмы, больницы, реабилитационные центры и дома для престарелых и инвалидов. Библиотеки были определены как один из ключевых элементов открытого доступа к информации, что имеет решающее значение для развития образования.

Возникновение библиотек

Стремление человека к знаниям привело к созданию и накоплению огромного количества информации. Этот поиск знаний, не зная границ и ограничений, продолжается с начала цивилизации до современной эпохи. Эти с трудом заработанные знания и информация ценны для всего человечества и поэтому подлежали сохранению. С изобретением бумаги человек смог передать это знание другим, написав книги.

Тысячи рукописей были написаны мудрецами более ранних времён, но многие из них были уничтожены из-за отсутствия подходящих средств сохранения. С изобретением печатного станка стало легче сохранять знания в форме печатных документов. Это привело к созданию большого количества книг. Необходимость сохранения и распространения информации привела к созданию всё большего числа библиотек. Таким образом, библиотеки приобрели большое значение в цивилизованном обществе для образования и исследований. Библиотеки играют жизненно важную роль в развитии любого общества, усиливая дело образования и научных исследований. Они отвечают информационным потребностям миллионов людей.

Использование библиотечных электронных ресурсов

Развитие науки и техники за последние два столетия привело к информационному взрыву. Быстрые изменения произошли в огромных темпах. Чтобы удовлетворить растущие потребности пользователей, библиотечная система была значительно улучшена и модернизирована для решения новых задач. Услуги, предлагаемые библиотеками, также претерпели большие изменения.

С появлением новых технологий в области компьютеров и телекоммуникаций произошли революционные изменения в области библиотековедения и информатики. Форма традиционных библиотек, содержащих большое количество печатных документов, в настоящее время превращается в бумажные библиотеки меньшего размера , содержащие большое количество оцифрованных документов. Средства, предлагаемые сетью, были взяты на вооружение библиотеками. Это привело к созданию виртуальных библиотек, т. е. библиотек без стен, через которые пользователь имеет доступ к информации в любое время и в любой точке мира, используя современные средства связи, такие как компьютеры и интернет-объекты.

Библиотеки в новом тысячелетии являются лидерами в области управления знаниями. Библиотекари в университетах новаторы в использовании новых информационных технологий для обеспечения доступа к ряду мультимедийных источников. Сегодняшние библиотеки учат студентов навыкам обработки информации.

Изменяется традиционный образ библиотеки как тихого места учёбы, в котором хранятся преимущественно печатные коллекции. Сдвиги в методах обучения, влияние компьютерных технологий и разнообразие студентов привели к тому , что библиотеки организовывали ресурсы и проектировали службы, которые отвечают новым требованиям обучения. Библиотеки организуют коллекции информации и предоставляют доступ и услуги, которые включают изменения в преподавании, обучении и информационных технологиях.

Библиотека представляет собой набор источников, ресурсов и услуг, а также структуру, в которой она размещена. Термин «библиотека» приобрёл вторичный смысл: «сбор информации для общего пользования». Этот смысл используется в таких областях, как информатика, математика, статистика, электроника, биология.

Библиотеки рассматриваются как агентства, посредством которых источники информации накопленных знаний и опыта отбираются, приобретаются, организуются, сохраняются и распространяются среди тех, кто в них нуждается. Они являются важными инструментами обучения на любом уровне.

Люди во многих профессиях используют библиотечные ресурсы, чтобы повышать свой образовательный уровень. Студенты используют библиотеки для дополнения и расширения своих знаний, для изучения навыков поиска источников информации и для развития хороших навыков чтения и изучения. Государственные чиновники используют библиотеки для изучения законодательства и вопросов государственной политики. Библиотека предоставляет информацию и услуги, которые необходимы для обучения и прогресса.

Библиотека - это инструмент самообразования, средство познания и фактической информации, центр интеллектуального отдыха и маяк просвещения, который обеспечивает накопленное сохранённое знание цивилизации.

В электронном смысле библиотека может быть больше, чем здание, в котором хранится коллекция книг и других материалов, поскольку интернет открыл лавину онлайновых и электронных ресурсов для доступа к документам по различным областям интересов.

В общем случае под информационными ресурсами понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.

Для обеспечения своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, отдельные граждане формируют информационные ресурсы.

В информационном обществе особое внимание уделяется именно информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов, например, полезными ископаемыми. Резко повышается эффективность доступа к информационным ресурсам, становится возможным использование компьютерных телекоммуникационных сетей. По полноте предоставляемой информации к российским информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, молено отнести:

  • ресурсы органов государственной власти;
  • библиотечные ресурсы;
  • правовые ресурсы;
  • архивные ресурсы;
  • образовательные ресурсы.

Рассмотрим их подробнее.

В качестве примера ресурсов органов государственной власти можно привести сервер органов государственной власти Российской Федерации (РФ) «Официальная Россия», расположенный по адресу http://www.gov.ru.

С сайта «Официальная Россия» можно посетить следующие ресурсы:

  • Президента РФ;
  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Федерального Собрания РФ;
  • судебной власти РФ;
  • Совета безопасности РФ;
  • региональных органов государственной власти РФ и др.

Другим примером ресурсов органов государственной власти может служить портал государственных и муниципальных услуг, расположенный по адресу http://www.gosuslugi.ru. Портал предоставляет оперативный доступ к информации, необходимой гражданам и организациям для получения государственных услуг, служит единой «точкой входа» для граждан при информировании и получении государственных услуг, содержит понятное для граждан изложение информации о государственных услугах, включая примеры заполнения заявлений и др.

Перейдем к рассмотрению библиотечных ресурсов , размещенных в сети Интернет. В качестве примеров можно привести:

  • электронный каталог Российской государственной библиотеки (РГБ) (www.rsl.ru). Фонд представляет собой собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых изданий из фондов РГБ, из внешних источников и документы, изначально созданные в электронной форме;
  • электронный каталог Российской национальной библиотеки (www.nlr.ru). В составе цифровой библиотеки рукописные и архивные документы, первопечатные и раскрашенные вручную карты, редкие книги;
  • научную электронную библиотеку eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru) - крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций. На платформе eLlBRARY.RU доступны электронные версии более 1700 российских научно-технических журналов, в том числе более 700 журналов в открытом доступе;
  • электронную библиотеку Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино (http://hyperlib.libfl.ru/ index.php). ВГБИЛ осуществляет работу по автоматизации библиотечно-библиографических процессов, внедрению и развитию новых информационных технологий и услуг, формированию локальных отраслевых баз данных. Наряду с обычными (бумажными) каталогами в пользование читателям предоставляются электронные каталоги, в которых содержатся новые книжные поступления, периодические издания и т. д.;
  • государственное научное учреждение «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека» Российской академии сельскохозяйственных наук (www.cnshb.ru) - одна из крупнейших сельскохозяйственных библиотек мира, выполняющая функции отраслевой национальной библиотеки России по сельскому хозяйству и продовольствию;
  • университетскую информационную систему РОССИЯ (УИС РОССИЯ) (http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp). УИС РОССИЯ поддерживается на базе Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ имени М.В. Ломоносова и развивается как тематическая электронная библиотека и база для исследований в области экономики, управления, социологии, лингвистики, философии, филологии, международных отношений и других гуманитарных наук.

Анализ правовых информационных ресурсов в сети Интернет необходим не только для современных юристов, но и для всех желающих иметь свежую правовую информацию по различным аспектам современной жизни. В качестве примеров можно привести:

  • официальный сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс (www.consultant.ru). В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 300 000 организаций во всех регионах страны. Система КонсультантПлюс содержит свыше 5 000 000 документов. Интернет-версии системы КонсультантПлюс содержат законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные документы в бесплатном доступе;
  • информационно-правовой портал ГАРАНТ (www.garant.ru). На портале представлены все виды правовой информации :
  • - федеральное и региональное законодательство;
  • - судебная и арбитражная практика;
  • - комментарии и разъяснения к нормативным актам;
  • - проекты законов;
  • - международные договоры;
  • - формы документов;
  • - нормативно-технические справочники;
  • - словари и наглядная дополнительная справочная информация.

Архивные информационные ресурсы содержат документальные издания различного типа (научные, научно-популярные, учебные, краеведческие), архивные справки, архивные выписки, аналитические информационные материалы и т. д. В частности, портал «Архивы России» Федерального архивного агентства (www.rusarchives.ru) содержит архивные справочники, электронные архивы, информацию об историко-документальных выставках, on-line проект «Победа 1941-1945» и многое другое.

Другим примером может служить официальный сайт Федерального архивного агентства (http://archives.ru/), который содержит путеводитель по архивам России, электронный проект «Закаленные Великой Отечественной» и др. Кроме того, есть возможность осуществить поиск необходимой информации по архивным сайтам, находящимся в русскоязычной части Интернета.

Повысить эффективность и наглядность обучения различным дисциплинам можно с помощью обращения к образовательным информационным ресурсам. К наиболее крупным из них можно отнести:

  • каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://katalog.iot.ru). На сайте размещена информация, с помощью которой можно получить доступ к федеральным, региональным образовательным ресурсам; проведенным и предстоящим мероприятиям, участниками которых являются педагоги и школьники ит. д.;
  • федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru), содержащий каталог образовательных интернет-ресурсов, электронный архив нормативных документов федеральных органов управления образованием, базы данных образовательных учреждений и многое другое;
  • российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) обеспечивает оперативный доступ к образовательной информации, оказывает практическую помощь участникам образовательного процесса с применением новых образовательных технологий;
  • информационную систему «Единое окно к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), обеспечивающую свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов;
  • портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (www.ict.edu.ru), предназначенный для организации оперативного доступа к информационным ресурсам учебного, учебно-методического, справочного и информационного назначения, размещенных как на самом портале, так и на других порталах и сайтах.

Методы работы с информационными ресурсами, позволяющие осуществлять, в частности, поиск информации, будут рассмотрены позднее. Если вы овладеете первоначальными знаниями по методике поиска, формулирование и осуществление поискового запроса не будет представлять в дальнейшем никаких трудностей, а это значит, что вы всегда сможете найти необходимую вам информацию. Однако рекомендуется посетить интернет-сайты, ссылки на которые приведены в параграфе, для того чтобы узнать об общих правилах пользования различными информационными ресурсами, оценить объем информации, который может быть предоставлен с их помощью.

Интернет-технологии, так же как и промышленные или финансовые технологии, определяют средства и форму, в которых реализуется совместная деятельность людей ради достижения определенных целей. Хорошо известны промышленные технологии и технологические линии, которые объединяют в виде производственных цепочек деятельность отдельных рабочих, цехов или целых производств.

Интернет-технологии объединяют информационные потоки от большого количества действующих лиц для достижения большей согласованности своих действий, а также более точного определения содержания своих будущих действий.

Перечислим основные компетенции, которыми должен обладать человек, владеющий интернет-технологиями:

  • работа с интернет-браузерами;
  • осуществление поиска необходимой информации с помощью поисковых машин;
  • отправление и получение сообщений по электронной почте;
  • получение информации из интернет-библиотек, интернет-СМИ и т. д.;
  • обмен информацией на форумах;
  • участие в телеконференциях;
  • организация видеоконференций;
  • заказ товаров в интернет-магазинах;
  • пользование услугами интернет-турагентств, интернет-фирм;
  • разработка гипертекстовых страниц (сайтов);
  • использование справочных служб («досок объявлений»);
  • общение с помощью интернет-телефонии.

Таким образом, знакомясь с теоретическим и практическим материалом настоящего издания, вы будете способны применять знания и умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении повседневных задач в области интернет-технологий.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что понимают под информационными ресурсами?
  • 2. Перечислите основные информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
  • 3. С помощью сайта «Официальная Россия» приведите перечень органов государственной власти, доступных с помощью данного ресурса. Проанализируйте региональные органы государственной власти Российской Федерации, размещенные на сайте. Найдите сайт (портал, сервер) той области, края, где вы родились. Представьте информацию, размещенную на таком ресурсе, в виде эссе.
  • 4. Перечислите категории государственных услуг, оказываемых с помощью портала «Государственные услуги».
  • 5. Расскажите, какие фонды доступны пользователю на сайте Российской государственной библиотеки.
  • 6. Какие проекты реализованы на сайте Российской государственной библиотеки?
  • 7. Выполните классификацию ресурсов, представленных на сайте Российской национальной библиотеки.
  • 8. Какая актуальная справочная информация размещена на официальном сайте справочно-правовой системы КонсультантПлюс?
  • 9. Перечислите on-line проекты, доступные на сайте Федерального архивного агентства.
  • 10. Используя каталог образовательных ресурсов сети Интернет, дайте характеристику федеральным информационно-образовательным порталам.
  • 11. Назовите каталоги профессионального образования, доступные с помощью информационной системы «Единое окно к образовательным ресурсам».
  • 12. Назовите основные компетенции, которыми должен обладать человек, владеющий интернет-технологиями.

Каждому из нас знакомы традиционные виды общественных ресурсов. К ним относят природные или сырьевые, материальные, финансовые, трудовые и энергетические. Но этот список не является исчерпывающим. В дополнение к нему существуют еще и ресурсы информационные. Со временем их значимость все более и более возрастает. И это подтверждается тем, что информация становится товаром, обладающим стоимостью, сравнимой с традиционными ресурсами.

Определение понятия

Наверняка если спросить у любого человека «Что вы понимаете под информационными ресурсами?», вначале этот вопрос вызовет у него некоторые затруднения. Ведь в отличие от традиционных запасов, которыми обладает общество, ИР представляют собой продукт интеллектуальной деятельности. Создается он наиболее творческой и квалифицированной частью населения и является национальным богатством. При этом информационные ресурсы относятся к возобновляемым благам. Ведь они обладают способностью к тиражированию исходя из их общественной потребности.

На вопрос «Что вы понимаете под информационными ресурсами?» ответ может быть следующим. В значительном своем объеме ИР являют собой материализованные элементы и представлены книгами и статьями, документами и базами данных и знаний, а также алгоритмами компьютерных программ, произведениями литературы, искусства и т.д.

Какой же из этого может быть сделан вывод? Информационные ресурсы являются теми знаниями, которые накопило человеческое общество на протяжении всей истории своего развития. При этом ИР часто отчуждены от своих создателей. Порой такие ресурсы даже рассматриваются в виде общих стратегических. Принадлежат они при этом всему человечеству.

Что входит в информационные ресурсы?

Интеллектуальные запасы человечества весьма важны для развития общества. Ведь они объединяют в себе всю первичную информацию, которая отражает знания человека об окружающей среде, об опыте его деятельности. Кроме этого, ИР включают в себя и вторичную информацию. Она возникает путем переработки и обработки получаемых людьми знаний.

ИР с одной стороны - это тот объем опыта и умений, который накоплен людьми. Его можно назвать экспертными знаниями. Объем подобных информационных ресурсов постоянно растет. Происходит это в связи с проведением более целенаправленных и совершенных научных исследований, которые часто приводят к открытиям. Рост объема информационных ресурсов происходит и в связи с получением более широкого и глубокого образования населением, а также благодаря тому, что современный человек повсеместно пользуется средствами коммуникаций и вычислительной техники, связи и т.д.

С другой стороны, ИР в своем основном объеме является уже накопленной информацией, зафиксированной на различного вида носителях, что происходило на протяжении всего периода существования общества. Данный процесс продолжается и в настоящее время, причем идет достаточно быстрыми темпами благодаря использованию современных коммуникационных и компьютерных средств.

Первичная информация

К данной категории ИР относят те знания, которые отражают специфику сферы или области создания, а также источника. Первичной является информация, которая образуется самостоятельно, исходя из существующих природных условий. Это может быть, например, число колец, имеющихся на спиле ствола дерева, которые характеризуют его возраст.

К этому же виду информации относят и качественные, а также количественные характеристики разнообразных социальных процессов. Они в совокупности образуют класс, носящий название снимаемой информации. Те ИР, которые выделяют по данному признаку, подразделяют на социально-экономические, производственные и естественные. Это могут быть, например, цифры, указывающие на рост населения.

Вторичная информация

К данному виду ИР относят сведения, получаемые искусственным путем благодаря проводимой творческой работе или научно-исследовательской деятельности. Вторичная информация основывается на уже имеющихся знаниях по моделям и специальным параметрам. Примером может служить семантическая, логическая, математическая обработка и т.д.

В эту же категорию входят и объекты, которые создаются как авторские. Например, произведения в области искусства и литературы. Одним из самых важных элементов вторичной информации являются сведения, выступающие результатом интеллектуальной деятельности людей.

Существует также определенная классификация информационных ресурсов вторичного типа. Так, различают сведения, полученные на основе обработки имеющейся информации, а также новые, которые фиксируют то, о чем человечество пока еще не знало. В эту категорию входят прогнозы и открытия в сфере различных природных и социальных ресурсов.

Средства получения информации

Каким образом человек может воспользоваться уже накопленными обществом знаниями? Для этого ему предлагаются следующие виды информационных ресурсов:

Библиотеки;

Базы данных;

Различные сервисы и т.д.

Рассмотрим различные виды информационных ресурсов подробнее.

СМИ

Средства массовой информации являются для современного человека одним из самых главных видов информационных ресурсов, неким практически постоянно присутствующим фоном его жизни. Подобное стало возможным в связи с бурным развитием интернет-СМИ.

Доступ к информационным ресурсам при этом осуществляется благодаря высокотехнологичному оборудованию, которым, в частности, является компьютерная техника. Эти устройства, отличающиеся высокой эффективностью обработки информации, и привели к формированию новейшей информационно-коммуникационной сферы, коей и является Интернет.

Всемирная паутина вошла в инфраструктуру современного общества и стала ее важнейшей составной частью. Информационные ресурсы Интернета настолько обширны, что служат наиболее эффективной средой, позволяющей осуществить массовую коммуникацию, отличаясь от прежних источников своими интерактивными и мультимедийными возможностями при предоставлении информации. Это и позволило возникнуть интернет-СМИ, которые с течением времени перешли в одни из основных информационных ресурсов и стали играть заметную роль в получении сведений.

Стоит отметить, что Интернет сам по себе является лишь средством коммуникации. Однако каждый блог или сайт фактически приравнивается к СМИ. При этом уровень доверия к сетевой информации порой превышает тот, которым пользуются официальные источники (бумажные газеты, ТВ или органы госвласти).

Электронные библиотеки

Среди всех видов информационных ресурсов этот представляет собой распределенную систему, позволяющую пользователю просматривать документы с использованием сети Интернет.

С одной стороны, электронная библиотека выполняет все функции, которые возложены на традиционную библиотеку. Ведь она также предоставляет необходимую информацию читателю. Но с другой - ЭБ играет роль, которая характерна для АИБС. Ведь она организует хранение удаленных и локальных электронных сведений, а также доступ к ним. При этом ЭБ использует новейшие технические средства и информационные ресурсы.

Что же представляет собой понятие «электронная библиотека»? Под этим термином понимают информационную систему, которая предназначена для надежного хранения и эффективного использования разнообразных электронных документов. Подобная система позволяет:

Обеспечить сохранность печатного материала;

Создать условия для большей доступности информации;

Максимизировать уровень технологического развития учреждений, приносящих своей работой пользу обществу.

Принцип обслуживания пользователей

Использование информационных ресурсов в электронной библиотеке отличается от того, которое существует в классической ее форме. Ведь все ее коллекции состоят из копий, а не из первоисточников и оригиналов. ЭБ способна качественно и эффективно обслужить пользователей, если:

  1. Электронных информационных ресурсов будет много. Понадобится прохождение некоей критической массы, что позволит привлечь внимание пользователя к фонду.
  2. Будет достаточное количество персональных компьютеров, что позволит создать нужное число рабочих мест.

Кроме этого, Интернет должен обладать необходимым качеством, что позволит читателям получать нужную информацию без всяких сбоев.

Электронные базы данных

Если рассматривать классификацию информационных ресурсов, то этот тип может быть охарактеризован как набор файлов и надписей, организованных специальным образом.

Одним из типов подобных баз данных являются документы, предварительно набранные с использованием текстовых редакторов, и после сгруппированные по определенным темам. Вторым видом считаются файлы, включающие в себя электронные таблицы. Подобные базы данных собраны вместе по направлениям их использования.

Сайты

Это одна из разновидностей информационных ресурсов, находящихся на просторах Глобальной сети. Например, корпоративный сайт. Данный интернет-ресурс посвящается какой-либо организации, предприятию или фирме. Как правило, сайт знакомит с деятельностью компании, видами и направлениями ее работы, отражая разнообразные справочные материалы. Это могут быть условия оплаты и поставок товаров или услуг, прайс-листы, рекламная информация, участие в выставках, наличие необходимых сертификатов качества и т.д. На таком информационном ресурсе пользователь знакомится со сведениями, имеющими узкотематическую направленность. Сайты могут содержать на своих страничках множество гиперссылок, позволяющих лучше ориентироваться в них.

Сервисы

Данный информационный ресурс представляет собой целую группу сайтов. Зайдя на нужную для себя страничку, человек может воспользоваться той или иной сервисной услугой, а также блогом или электронным ящиком для получения сообщений. Предоставляется здесь возможность поиска необходимой информации, например, о прогнозе погоды, о курсах валют и т.д.

Информационный портал

Данный источник представляет собой веб-сайт, который организован в виде многоуровневого объединения различных сервисов и ресурсов. Обновление информационного портала производится в режиме реального времени. Примером подобного ресурса может послужить портал, на котором производится поддержка единого государственного экзамена.

Прочая классификация

Помимо группировки, указанной выше, информационные ресурсы подразделяют:

По их целевому назначению (корпоративные и личные, образовательные, СМИ и т.д.);

По способу их представления (базы данных, Web-страница и т.д.);

По разновидности носителя (твердая копия - книга, машиночитаемая - фото-, кинопленка, каналы связи - радио, ТВ);

По способам хранения и дальнейшего использования (документы на бумаге, массив, фонд, архив, автоматизированная форма);

По форме собственности (национальные достояния, собственность государства, а также субъектов РФ или частных лиц);

Основные параметры ИР

Созданный информационный ресурс подлежит оценке. Однако на сегодняшний день для этого до сих пор не выработаны необходимые критерии. В настоящее время существуют параметры информационных ресурсов, которые, как правило, и используются для оценки качественного и количественного состояния ИР. Это содержание и охват, время и источник, соответствие потребности (объем) и качество, язык и способ фиксации, а также стоимость.

При определении каждого из этих параметров используется свой набор измерений и различий, позволяющих выразить связь между количественными и качественными характеристиками.

Для того чтобы измерить необходимые параметры информационных ресурсов, на практике пользуются различными измерительными шкалами:

Наименований и классификаций;

Порядковыми;

Порядковыми с интервалом;

Пропорциональными (количественными).

При этом:

  1. Содержание информационного ресурса позволит определить проблемную область, которую он охватывает, ее тему, идею и теорию.
  2. Охват описывает, ограничивает и определяет содержание, уточняя или лимитируя его. Данный параметр, как правило, характеризуется объемом, достаточностью и полнотой информационного ресурса. Полнота охвата является соотношением всей имеющейся и предоставленной в распоряжение пользователя информации.
  3. Объем представляет собой параметр, указывающий на общее количество сведений, ставших доступными пользователю. Его достаточность определяют по возможности достижения поставленной перед пользователем цели.
  4. Время характеризует информацию с точки зрения ее реального состояния.

Как видим, информация стала неотъемлемой частью нашей жизни.