Мониторы Samsung SyncMaster XL24 и XL30. К вопросу о применении мониторов с расширенным цветовым охватом ⇡ Определение цветовой температуры

Apple активно внедряет поддержку цветового пространства P3 в новые устройства, включая iPhone 7. Предыдущий стандарт для Apple – sRGB .

В этой статье мы поверхностно , без сложных терминов и погружения в физику:

  • ознакомимся с базовыми принципами отображения цветов;
  • узнаем, что такое цветовое пространство (цветовой профиль) ;
  • сравним профили P3 и sRGB;
  • поговорим о переходе на профиль P3.

Цветовая модель RGB

Рассмотрим самый распространенный способ цветовоспроизведения.

Изображение на дисплее отображает «сетка» из пикселей.

Каждый пиксель состоит из красного, зелёного и синего субпикселей.

И каждый оттенок, который мы видим на экране, воспроизводится из различных комбинаций этих трех цветов.

Например:

  • белый – равномерно задействованы все три субпикселя на максимальной яркости;
  • черный – не задействован ни один из субпикселей;
  • красный – задействован только красный субпиксель;
  • желтый – задействованы только зеленый и красный субпиксели.

Вот как формируется картинка на нашем мониторе:

Система цветовоспроизведения RGB используется на всех современных дисплеях, но отображение одной и той же фотографии на них может сильно различаться.

Цветовые пространства

Международная комиссия по освещению (CIE) в 1931 году утвердила эталонную цветовую модель, которая охватывает все видимые человеческим глазом цвета. Основой послужили эксперименты ученых Дэвида Райтома и Джона Гилдомва, проведенные в конце 1920-х и начале 1930-х годов.


Эталонное цветовое пространство CIE 1931.

Ни один современный монитор не может отобразить все эти цвета. Только какую-то часть: кто-то меньше , кто-то больше .

Кроме того, один и тот же цвет, заданный в системе RGB, на разных устройствах будет отображаться по-разному из-за технических особенностей и характеристик дисплеев.

Если бы эта проблема была не решена:

  • фотографии, обработанные на мониторе одного компьютера, на другом выглядели бы по-другому;
  • почти все дисплеи от разных производителей показывали бы одну и ту же картинку по-разному;
  • некорректно работали бы принтеры;
  • на вашем телефоне фотография друга отдавала бы, например, зеленым оттенком, а у него нет. И так далее. Начался бы цветовой хаос .

В итоге, для визуального соответствия были созданы цветовые профили – единые стандарты для всех. Устройства, корректно откалиброванные и поддерживающие отображение всех цветов в рамках одного профиля, будут выдавать в целом очень похожую картинку.

Профиль sRGB

Стандартом на сегодняшний день является профиль sRGB , созданный компаниями HP и Microsoft в 1996 году. Широко используется в интернете, в современных мониторах и принтерах. Он охватывает 35% видимых человеком цветов.

iPhone 5 – первый iPhone с дисплеем, отображающим 100% цветового пространства sRGB.

Но возможности современных экранов начали выходить за эти рамки.

Профиль P3

Именно этот профиль Apple выбрала в качестве преемника sRGB.

Цветовое пространство DCI-P3 широко используется в киноиндустрии. Его цветовой охват шире sRGB на 25% и составляет 45,5% от видимого человеком.

На данный момент цветовой профиль P3 поддерживается дисплеями 9,7-дюймового iPad Pro, iPhone 7 , iMac Retina 4K/5K и новых MacBook Pro.

Примерно такую разницу вы почувствуете, поставив рядом sRGB и P3 экраны:

Напомню, в прошлый раз я рассмотрел такие маркетинговые уловки, как откровенно завышенные контрастность и нереальная частота развертки, а также гипертрофированный цветовой охват. А сейчас мы перейдем к другой наиболее популярной теме: 4K-разрешению.

Первый коммерческий телевизор, поддерживающий разрешение Ultra HD, появился в российской рознице в 2012 году. Это был Sony BRAVIA KD-84X9005 - 84-дюймовая модель стоимостью 1 000 000 рублей. С тех пор производители телевизоров совершили приличный рывок. За три года в продаже появилось большое количество подобных устройств. В том числе и за вполне адекватную цену. Три года маркетинговая машина раскручивала свои виртуальные шестерни. Да так, что на второй план отошли такие «фишки», как поддержка 3D и наличие SmartTV.

Редакция сайт сама все больше и больше внимания уделяет решениям на основе разрешения Ultra HD. Так, на нашем сайте постоянно выходят обзоры 4K-телевизоров. Мощные игровые видеокарты тестируются в том числе и в разрешении 2160p. Очевидно, что эпоха Ultra HD рано или поздно, но вступит в свои права. Но это совершенно не означает, что сегодня, наслушавшись сладостных маркетинговых зазывалок, необходимо сразу же бежать в магазин за новым телевизором.

Маркетинговая чепуха. Что стоит за «новыми технологиями» в телевизорах. Часть 2

А был ли мальчик?

Что такое Ultra HD? Самое простое объяснение - это очень высокое разрешение размером 3840x2160 точек. Есть у Ultra HD два равноправных синонима: 4K и 2160p. Однако уже в самом определении понятия заложен маркетинг. Попробую наглядно объяснить.

Популярные форматы разрешений

22 октября 2012 года отраслевая организация Consumer Electronics Association (CEA) утвердила название и минимальные характеристики Ultra HD. Произошло это путем анонимного голосования совета рабочей группы. Согласно официальному документу, современные Ultra HD проекторы, мониторы и телевизоры должны иметь не менее 8 млн активных пикселей: не менее 3840 по горизонтали и не менее 2160 по вертикали. При этом соотношение сторон должно быть не меньше 16:9. Плюс у устройства должен быть хотя бы один цифровой вход, способный принять видеосигнал с разрешением 3840x2160 точек. То есть HDMI 1.4, HDMI 2.0 или DisplayPort. Такие телевизоры, проекторы и мониторы получают шильдик Ultra HD Ready.

Логотип, символизирующий о поддержке Ultra HD

Однако Ultra HD - это технология, а не только обозначенная выше характеристика разрешения экрана. Ее развитием уже приличное время занимается японская телевещательная компания NHK (Nippon Hōsō Kyōkai), по праву считающаяся первопроходцем в UHD-телевидении. Свои эксперименты с 4K японцы начали еще в 2003 году, но только в августе 2012 года (то есть до утверждения CEA названия и минимальных характеристик Ultra HD) Международный Союз Электросвязи (МСЭ), отметивший в этом году свое 150-летие, опираясь на данные NHK, опубликовал единый технический стандарт для телевидения формата Ultra HD, который получил название ITU-R Recommendation BT.2020 (Rec. 2020). Именно он на протяжении всего этого времени считается главным ориентиром не только для производителей оборудования, но и для телевещательных компаний. Для большей наглядности я привел основные характеристики Rec. 2020 в таблице ниже. Как видите, они значительно превосходят параметры нынешнего сертификата Rec. 709, принятого в далеком 1990 году и разработанного специально для HD-телевидения. Между двумя стандартами наблюдается огромная разница, прежде всего, в качестве сигнала.

Сравнение цветового охвата у популярных телевизионных форматов

А что же современные 4K-панели? Большинство из них работают с Rec. 709. Также в продаже существуют телевизоры , цветовой охват которых соответствует 98% DCI-P3 и 90% DCI-P3. Но не Rec. 2020. В прошлой части «чепухи» я уже рассказал, как производители хвастаются увеличенным цветовым охватом своих решений, реализуемым за счет аппаратных и программных алгоритмов. Однако на практике выясняется, что от него либо нет никакого толку, либо встроенная логика устройства подстраивает картинку, предоставляемую источником, под «вымышленную» палитру и заметно искажает цвета. Одновременно с оборудованием, поддерживающим Rec. 2020, должен появиться и соответствующий контент. Здесь должны постараться не только такие корпорации, как NHK, но и ведущие кинокомпании.

Ultra HD - это не просто разрешение 3840x2160 точек. Это целая технология и серьезные требования к качеству сигнала

Вот и получается, что современные 4K-телевизоры, с одной стороны, с согласия CEA имеют шильдик Ultra HD Ready, но при этом не в полной мере соответствуют более серьезному стандарту МСЭ. На мой взгляд, это самый обыкновенный маркетинг. Получается, что обычным HDTV-телевизорам элементарно добавили матрицу с более высоким разрешением. Устройства же с реальным Ultra HD (читай - с Rec. 2020) появятся лишь в обозримом будущем, хотя стоит признать, что уже есть сподвижки в этом направлении.

Panasonic TC-65CX850U - телевизор с цветовым охватом 98% от DCI-P3

И так сойдет

Продолжим разговор о том, что Ultra HD - это не только разрешение. Первые коммерческие 4K-телевизоры уже тогда имели некоторые проблемы, которые, тем не менее, не помешали маркетологам развернуть свою навязчивую кампанию. Дело в том, что в UHD-решениях тех лет использовался интерфейс HDMI 1.4, который умел передавать сигнал высокого разрешения лишь при развертке 30 Гц. Это сейчас многие современные модели оснащены портом HDMI 2.0, и проблема частично решена. Однако в продаже по-прежнему можно найти модели только с HDMI 1.4 (в том числе и линейки 2014 года). Если вы все же решились на покупку подобного устройства, то всенепременно берите модель с HDMI 2.0 - это залог того, что аппаратная часть «ящика» не устареет ближайшие несколько лет.

Телевизор с разрешением Ultra HD должен быть оснащен разъемом HDMI 2.0

Яркий тому пример - бюджетные 4K-телевизоры. Сразу же оговорюсь: под словом «бюджетные» в нынешних реалиях подразумеваются модели стоимостью 50-60 тысяч рублей. Например, Philips 49PUS7809. Этот «ящик» имеет лишь порты HDMI 1.4, а также не поддерживает работу с кодеком H.265/HEVC. Встроенный плеер не умеет работать с контентом 4K-качества. Наконец, по-умолчанию 49PUS7809 запускается с разрешением Full HD. Активировать заявленные 2160p можно в настройках, но даже после этого в ряде случаев 4K-разрешение не работает на должном уровне. Однако сам производитель почему-то об этом умалчивает, акцентируя внимание потенциального покупателя на, цитирую, «непревзойденном качестве изображения в высоком разрешении 4K Ultra HD. » Маркетинг? Маркетинг! Самое забавное в том, что за подобный ценник можно приобрести очень хороший и функциональный Full HD телевизор. Как следствие, не гнаться за псевдо-4K.

Пример недорогой модели телевизора Philips 49PUS7809. Посмотрите, какой высокий балл у нее на «Яндекс.Маркете». Правда, у этого 4K-телевизора нет поддержки ни HDMI 2.0, ни кодека H.265/HEVC

Старая песня о главном

Даже спустя три года можно говорить о том, что общедоступного контента 4K-качества очень мало, пусть и наблюдается небольшой прогресс. Все больше консьюмерсокого оборудования поддерживает, например, съемку видео в Ultra HD. Популярные зарубежные сервисы (NETFLIX, Amazon instant video, ASTRA, PlayMemories Online и Privilege Movies 4K) обозначают свое присутствие на этом рынке. Когда подобные онлайн-кинотеатры появятся в России - хороший вопрос. Маркетологов подобные нестыковки не волнуют. На презентациях демонстрируют великолепные, специально подготовленные видеоролики. На деле же художественных произведений в формате Ultra HD, как говорится, кот наплакал. Главное - повторять мантру о том, что «формат 4K позволяет рассмотреть в четыре раза больше деталей по сравнению с обычным форматом HD. »

«Посмотрите, как много замечательных фильмов уже доступно в формате 4K» - говорит нам Sony. Посмотрел, 68 фильмов за четыре года. Для сравнения: по версии «Кинопоиска» в октябре 2015 года в российском кинопрокате вышло 43 картины

Важную роль в продвижении 4K-контента должны сыграть внешние носители информации. Однако формат Ultra HD Blu-ray приняли лишь в этом году, 24 августа. Плюс первые коммерческие BD-плееры появятся только в 2016 году. Поэтому нашим соотечественникам в ближайшее время придется надеяться на апскейлинг видео более низкого разрешения до формата 4K.

Кто бы что ни говорил, но контента Ultra HD по-прежнему очень мало

Если обойтись несколькими словами, то апскейлинг - процесс «растягивания» внутренней логикой телевизора видео меньшего разрешения до 2160p. Маркетинг проявляется и здесь. Производители не стесняются заявлять, что их продукция великолепно масштабирует изображение. Вот, что пишут на официальном сайте компании Philips: «Телевизор Ultra HD в 4 раза превосходит разрешение обычного телевизора Full HD. Благодаря 8 миллионам пикселей и уникальной технологии Ultra Resolution качество изображения не будет зависеть от исходного контента . » Реалии таковы, что достичь этого невозможно в принципе. Всегда будет заметна разница в качестве между нативным 4K и масштабированным 4K. Остается только узнать, насколько хорошо у того или иного телевизора проходят процессы обработки. Например, Panasonic VIERA TX-65AXR900 великолепно справляется с этой работой. А вот у Samsung SUHD UE65JS9000TXRU есть некоторые проблемы.

Телевизор Panasonic VIERA TX-65AXR900. Одна из немногих 4K-моделей, великолепно справляющаяся с апскейлингом видео до разрешения Ultra HD

В четыре раза круче

Допустим, что проблема с отсутствием контента в кратчайшие сроки решится. На протяжении всего материала я то и дело цитировал заявления производителей телевизоров, которые утверждают, что 4K в четыре раза четче Full HD. Это одно из самых распространенных маркетинговых утверждений. И вроде бы все логично: разрешение Ultra HD в четыре раза больше разрешения Full HD. Да вот только многие путают большое разрешение с лучшим качеством изображения. Путаница касается не только телевизоров с большими диагоналями, но и крохотных смартфонов. В определении четкости изображения элементарно не учитывается дистанция, с которой зритель смотрит на экран.

Оптимальное расстояние просмотра телевизора в зависимости от диагонали экрана и разрешения

Существует несколько методик определения оптимального расстояния просмотра телевизора в зависимости от диагонали экрана и разрешения. И даже специальные калькуляторы . Не вижу смысла спорить о правильности или неправильности тех или иных схем, но перед Full HD «ящиком» с диагональю 55’’ необходимо сидеть на расстоянии где-то 2-2,5 метров. Для Ultra HD дистанция сокращается уже до значения 1-1,5 метров. В итоге зрителю достаточно сеть подальше, чтобы детализация изображения заметно снизилась. Так, на расстоянии 2,5-3 метров Ultra HD не будет отличаться от Full HD.

Четкость 4K-изображения напрямую зависит от расстояния просмотра

В самом начале статьи я обратил ваше внимание на самый первый коммерческий 4K-телевизор от Sony. Во время его тестирования при просмотре заготовленного видео формата Ultra HD нам рекомендовали садиться на расстоянии 1,6-2 метров. Первоначально это казалось утопией, но на деле смотреть видео на полотне BRAVIA KD-84X9005 оказалось также удобно, как читать газету. По факту дистанция между экраном и человеком оказалась меньше размера диагонали самого устройства (2,13 м). Отсюда следует простой вывод: покупать 4К-телевизор с диагональю меньше 55-60 дюймов нет никакого смысла. Сидя на расстоянии 2-3 метров, вы элементарно не ощутите эффекта от наличия ультравысокого разрешения.

У меня только один вопрос: зачем?

Развлечения в формате Ultra HD

В последнее время участились вопросы, касающиеся покупки UHD-телевизора для игр. Маркетологи усердно трудятся и на этом поприще. Вроде бы все логично: 4K-разрешение позволяет сидеть очень близко перед телевизором. Достаточно лишь обзавестись сопутствующим оборудованием. Но вот только консоли последнего поколения - Sony Play Station 4 и Microsoft Xbox One - не подойдут. Они даже разрешение 1080p не всегда могут «вытянуть». Появились слухи, что в скором времени могут быть презентованы 4K-версии этих приставок, но это касается не самих игр, а воспроизведения мультимедийного контента. В частности, при помощи сервиса NETFLIX.

Телевизор Ultra HD и игровой компьютер - очень дорогой тандем

Получается, что единственный вариант играть на UHD-телевизоре - это купить мощный компьютер. К тому же производители видеокарт вовсю продвигают идеи «православного» 4K-гейминга. К сожалению, справиться с современными компьютерными играми при настройках, близких к максимальным, в разрешении Ultra HD на сегодняшний день могут лишь единицы графических адаптеров, да и то с большой натяжкой. Постоянные посетители сайт, интересующиеся компьютерным железом, убеждались в этом не раз . Для игр в 4K потребуется собрать очень мощный компьютер, стоимость которого легко может перевалить за отметку 2000 долларов США.

Маркетинг 2-в-1

Ultra HD и изогнутые экраны - это самые популярные «инновации» последних двух лет. Они весьма тесно переплетаются друг с другом. Основной посыл для устройств подобного типа звучит очень просто: изогнутая поверхность и 4K позволяют сильнее погрузиться в происходящее на экране. Например, вот так об этом говорит компания Samsung: «Революционный SUHD-телевизор Samsung с изогнутым экраном позволяет погрузиться в фантастическую виртуальную реальность и ощутить себя в центре событий, происходящих на экране. »

Вопрос правильного отображения цвета на мониторе относится к категории вечных. Каждый, кто хоть раз сталкивался с необходимостью распечатать то, что видит на экране (и именно так, как он это видит), знает, что это процедура непростая. Полиграфистам в такой ситуации еще сложнее, ведь от качества системы «монитор - печатное устройство» зависит удовлетворенность клиента результатом и соответственно успешность работы и бизнеса. К тому же в воздухе витает идея удаленной (мягкой, экранной - кому как нравится) цветопробы, которая не сегодня-завтра станет реальностью. С ростом доли требовательных к качеству обработки цвета способов печати, таких как печать расширенной триадой (более четырех красок), к мониторам для профессионалов стали предъявляться более высокие требования. Теперь нужен новый подход к решению проблемы соответствия между цветами, получаемыми аддитивным и субтрактивным синтезом.

Выбрать монитор из предлагаемого сегодня широкого ассортимента очень тяжело. Профессиональный монитор от производителя, специализирующегося на таких устройствах, - удовольствие дорогое. Для большинства пользователей неочевидна разница между бытовой моделью с ласкающим взгляд префиксом Pro и монитором, созданным для работы с цветом, тем более что из характеристик она тоже не всегда ясна. Поэтому имеет смысл разобраться, какими же особенностями обладают профессиональные мониторы и каким условиям они должны удовлетворять, чтобы отвечать современным требованиям.

Увеличение цветового охвата

Большинство TFT-мониторов могут воспроизвести до 75% цветового пространства NTSC. Но, несмотря на то, что этот цветовой охват теоретически достаточно большой, чтобы включать цвета полиграфического синтеза, его размер и положение в цветовом пространстве таково, что данные мониторы не подходят для воспроизведения цветов печати на экране. Причина кроется опять же в принципиально разных цветовых моделях мониторов (RGB) и печатных устройств (CMYK). Чтобы включать все печатные цвета, необходимо, чтобы цветовой охват RGB-устройств (в данном случае мониторов) был значительно расширен.

Самый лучший способ увеличить цветовой охват TFT-монитора - это оптимизировать спектральную характеристику подсветки. Соединив достижения колориметрических и химических технологий, стало возможным создать люминофор с измененной спектральной характеристикой и лучшими показателями воспроизведения в красных и зеленых областях цветового охвата.

Результаты этих изменений хорошо видны на иллюстрации: зеленые и красные области спектра сместились, в результате чего увеличился размер цветового охвата. Стали доступны гораздо более яркие зеленые и красные цвета.

Оптимизация цветового охвата

К сожалению, только расширение цветового охвата не позволяет захватить все цвета, воспроизводимые устройствами с субтрактивным синтезом (или, проще говоря, CMYK-устройствами). Основной целью было и есть достижение максимально полного соответствия цветов на мониторе и на отпечатке. Простой пример, приведенный на рисунке, демонстрирует, что если цветовой охват одного монитора (черная линия) больше, чем у другого (красная линия), то это отнюдь не означает, что он будет лучше воспроизводить цвета печатных устройств (белая линия).

Кроме того, нужно четко понимать разницу между размером цветового охвата, то есть положением крайних точек на графике, и качеством цветового охвата - реальным соответствием цветов на мониторе печатному устройству.

Это означает, что монитор с меньшим, но оптимизированным цветовым охватом может оказаться более подходящим выбором для цветокоррекции или удаленной цветопробы, чем решение с номинально большим охватом, но условно пригодной цветопередачей.

Поговорим о пространствах

Сегодня в системах управления цветом существует два основных рабочих пространства RGB, очень близких друг другу, - Adobe-RGB и ECI-RGB.

Система Adobe-RGB - хорошее решение для большинства задач, которое, к сожалению, недостаточно хорошо подходит для передачи цветов печатных устройств и организации экранной цветопробы. Причина этого кроется в том, что в нем используется точка белого 6500 К и гамма 2,2. Напомним, что стандартом для управления цветом в полиграфии считается точка белого 5000 К, а гамма 2,2 не соответствует кривой растискивания классической офсетной печати. Кроме того, цветовой охват Adobe-RGB практически обрезает насыщенные голубые цвета, воспроизводимые в офсетной печати.

Система ECI-RGB представляет собой гораздо более приемлемый вариант. Она создавалась с учетом всех стандартизованных способов печати, из нее исключены цвета, которые невозможно воспроизвести в системе RGB, и, наконец, ECI-RGB использует точку белого с цветовой температурой 5000 К и гамму 1,8. То есть она лучше соответствует общепринятым условиям печати и контроля отпечатка. Это пространство является отличной основой для аппаратно независимой системы: включает большинство RGB-устройств и соответствует печатным стандартам. Чтобы не осталось недосказанности, уточним, что с помощью ECI-RGB невозможно воспроизвести очень насыщенные синие цвета, которые доступны sRGB (и Adobe-RGB), но эти цвета также невозможно воспроизвести ни на одном печатном устройстве.

Если взять в качестве примера работу с фотоизображениями, где доминирует Adobe-RGB, то можно отметить несколько интересных моментов. С одной стороны, Adobe-RGB является стандартным рабочим пространством профессиональных цифровых камер и предустановленной системой в основном инструменте фотохудожников - Adobe Photoshop. C другой стороны, стандарт ICC использует точку белого D50, и абсолютное большинство просмотровых станций и фотовспышек также применяют цветовую температуру 5000 К в качестве точки белого. Фотография сама по себе - это лишь начало процесса, большинство фотографий в конечном счете распечатывается, а печатному процессу опять же лучше соответствует точка белого 5000 К и гамма 1,8. Поэтому использование соответствующего цветового пространства - ECI-RGB - поможет получить максимально качественный результат и избавит от типичных проблем, тем более что большинство программ-конверторов из RAW стандартно поддерживают пространство ECI-RGB. Примечательно, но ни один фотопринтер (включая специализированные модели с 12 цветами) не в состоянии воспроизвести все цвета Adobe-RGB, при том что эта система, как мы убедились ранее, обрезает голубые тона, доступные данным устройствам. Получается, что в этой ситуации ECI-RGB снова предлагает лучшее покрытие цветового пространства печатной системы.

Разница между «калибровкой» и калибровкой

От точности калибровки и профилирования монитора напрямую зависит точность отображения цветов, входящих в его цветовой охват, и имитация цветов, которые выходят за пределы его охвата. На рынке представлено множество устройств, предназначенных для калибровки мониторов, и хотя среди них есть очень мощные и точные решения, качество результатов зависит от возможности управления самим монитором. Самый распространенный случай - когда калибруется не сам монитор, а с помощью измерительного устройства - колориметра или спектрофотометра - вносятся изменения в таблицу соответствия цветов видеокарты. В этом случае создаваемый профиль вынужден вносить слишком много изменений, что негативно сказывается на цветопередаче. Например, если исходная точка белого монитора 7000 К, а гамма 2,2, то приведение такого монитора к соответствию полиграфическим требованиям (уменьшение точки белого на 2000 К, а гаммы - на 0,4) вызовет потерю до 40 градаций на канал. Это будет заметно при работе с монитором, и такое устройство нельзя рекомендовать к применению для профессиональной работы с цветом. Если в мониторе есть возможность изменять яркость по цветовым каналам, то обычно диапазон изменений ограничивается ста шагами, а это недостаточно для точной установки. Что-то будет скомпенсировано профилем, но невозможность настроить гамму монитора приведет к потере до 19 градаций на канал при пересчете. Если же настройка гаммы и доступна, то только для 50% серого. Для более качественного результата монитор, ориентированный на работу с цветом, должен иметь предустановленные значения гаммы, соответствующие стандарту. Но оптимальной является возможность аппаратной калибровки именно таблицы соответствия цветов (Look-Up Table, LUT) самого монитора с сохранением исходных значений LUT графического адаптера. Профессиональные мониторы с возможностью аппаратной калибровки предлагают настройку внутренней LUT с точностью до 14 bit, то есть имеют не 256 градаций, как у обычного монитора, а 16 384, что практически исключает неточность цветопередачи.

Чем докажете?

Монитор откалиброван, система настроена, все профили подключены, а клиент все равно недоволен или не уверен, что все действительно верно. Выходом из положения, кроме грамотной организации условий просмотра (правильный окружающий свет, никаких ярких или темных пятен в поле зрения и т.д. и т.п., о чем читатель наверняка прекрасно знает), может быть проведение сертификации монитора по общепринятому стандарту, например UGRA. Некоторые профессиональные решения позволяют это делать. В основе данной операции лежит измерение баланса по серому во всем динамическом диапазоне и набора цветов, в данном случае из набора UGRA/FOGRA Media Wedge. Результат с указанием максимального цветового отклонения и среднего отклонения можно сохранить в формате PDF и убедиться в его точности. Это может стать дополнительным аргументом в пользу выбора услуг типографии или отдела препресс, предлагающего такой сервис.

К сожалению, объем статьи не позволяет обсудить еще очень много интересных вопросов, касающихся цветопередачи вообще и мониторов как инструментов работы с цветом в частности. Современное состояния полиграфии и тенденции рынка предъявляют новые требования ко всем аспектам производства. Профессиональный монитор сегодня не просто устройство, а скорее подход к решению задачи. За разработкой такого монитора стоит многолетний опыт и серьезные исследования, которые и отличают его от массовых продуктов. Конечно, цена устройства иногда является определяющим фактором, но здесь все далеко не так мрачно, как многие думают. Наступление новых разработчиков уже приводит к тому, что решения высокого уровня неизбежно становятся дешевле, а также появляется все больше моделей в более доступной комплектации без ущерба функционалу. Эта положительная тенденция - еще один аргумент в пользу приобретения профессионального, адаптированного под полиграфические задачи монитора, который позволит увидеть цвет на экране таким, каким он должен быть.

© 2014 сайт

Цветовое пространство – это абстрактная математическая модель, описывающая некую цветовую палитру, т.е. фиксированный диапазон цветов, с помощью цветовых координат. Например, палитры, построенные по аддитивной схеме RGB, описываются посредством трёхмерной модели, а значит любой цвет, входящий в палитру, может быть однозначно определён индивидуальным набором из трёх координат.

Самое полное цветовое пространство – CIE xyz, охватывает весь спектр видимых человеком цветов. В 1931 году Международная комиссия по освещению (Commission internationale de l"éclairage или CIE) утвердила CIE xyz в качестве эталонного цветового пространства, в связи с чем, оно и по сей день используется для оценки и сравнения всех остальных моделей.

Важно помнить, что ни одно устройство, служащее для воспроизведения цветных изображений, будь то принтер или компьютерный монитор, не в состоянии отобразить всё то многообразие цветов, которое доступно человеку с нормальным зрением. Хуже того, цветовой охват различных устройств часто не совпадает, в результате чего одни и те же цвета могут выглядеть по-разному в зависимости от конкретной модели монитора или принтера. Для решения этой проблемы используются т.н. рабочие цветовые пространства, которые представляют собой стандартные палитры, более-менее соответствующие цветовому охвату определённого класса устройств. Применение стандартных цветовых пространств при работе с цветным изображением позволяет гарантированно не выйти за пределы цветового диапазона конечного устройства вывода, а в случае, если выход неизбежен, узнать о несоответствии цветовых пространств заранее и принять соответствующие меры.

Рабочие цветовые пространства

Наиболее общеупотребимыми рабочими цветовыми пространствами в цифровой фотографии являются sRGB и Adobe RGB. Значительно меньшей популярностью пользуется ProPhoto RGB.

sRGB

sRGB – это универсальное цветовое пространство, созданное совместно компаниями Hewlett-Packard и Microsoft в 1996 году для унификации цветопередачи. sRGB далеко не самое широкое пространство – оно охватывает всего 35% цветов, описываемых CIE, но зато поддерживается всеми без исключения современными мониторами. sRGB является мировым стандартом для показа изображений в интернете, и все веб-браузеры по умолчанию используют именно это цветовое пространство. Когда вы сохраняете изображение в sRGB, вы можете быть уверены в том, что цвета, которые вы видите на своём мониторе, будут отображаться на других мониторах без существенных искажений, вне зависимости от программы, используемой для их просмотра. Несмотря на кажущуюся узость, палитры sRGB достаточно для подавляющего большинства практических нужд фотолюбителя, включая фотосъёмку, обработку фотографий и их печать.

Adobe RGB

В 1998 году компания Adobe Systems разработала цветовое пространство Adobe RGB, более точно по сравнению с sRGB соответствующее палитре, доступной при печати на высококачественных цветных принтерах. Adobe RGB охватывает примерно 50% цветового диапазона CIE, но на глаз отличия между Adobe RGB и sRGB трудноразличимы.

Наглядное сравнение цветового диапазона sRGB (цветная область)
и Adobe RGB (светло-серая область).

Следует понимать, что бездумное использование Adobe RGB вместо sRGB, из-за абстрактного превосходства в цветовом охвате, не только не улучшит качество ваших фотографий, но, скорее всего, приведёт к его ухудшению. Да, теоретически Adobe RGB имеет больший цветовой охват, чем sRGB (преимущественно в сине-зелёных тонах), но что толку, если в 99% случаев эта разница не заметна, ни на компьютерном мониторе, ни при печати, даже при использовании подходящего оборудования и программного обеспечения?

Adobe RGB – это узкоспецифическое цветовое пространство, используемое сугубо для профессиональной фотопечати. Изображения в Adobe RGB нуждаются в специальном программном обеспечении для просмотра и редактирования, а также в принтере или минифотолаборатории, поддерживающих соответствующий профиль. При просмотре в программах, не поддерживающих Adobe RGB, – например, в интернет-браузерах, – все цвета, не укладывающиеся в стандартное цветовое пространство sRGB, будут отсечены, и изображение потускнеет. Точно также при печати в большинстве коммерческих фотолабораторий, Adobe RGB будет самым бездарным образом преобразовано в sRGB, и вы получите менее насыщенные цвета, чем, если бы изначально сохранили изображение в sRGB.

ProPhoto RGB

В связи с тем, что весь диапазон цветов, воспринимаемых матрицей цифрового фотоаппарата , настолько широк, что не может быть напрямую описан даже с помощью Adobe RGB, компанией Kodak в 2003 году было предложено новое цветовое пространство ProPhoto RGB, охватывающее 90% цветов CIE и худо-бедно соответствующее возможностям фотоматрицы. При этом прикладная ценность ProPhoto RGB для фотографа ничтожна, поскольку ни один монитор или принтер не обладает цветовым охватом, достаточным для того, чтобы воспользоваться преимуществом сверхширокого цветового пространства.

DCI-P3

DCI-P3 – ещё одно цветовое пространство, предложенное в 2007 году Обществом инженеров кино и телевидения (SMPTE) в качестве стандарта для цифровых проекторов. DCI-P3 имитирует цветовую палитру киноплёнки. По своему охвату DCI-P3 превосходит sRGB, и примерно соответствует Adobe RGB с той лишь разницей, что Adobe RGB больше простирается в сине-зелёную часть спектра, а DCI-P3 – в красную. В любом случае, DCI-P3 представляет интерес большей частью для кинематографов, и не имеет прямого отношения к фотографии. Из массовых компьютерных мониторов, кажется, только дисплеи Apple iMac Retina способны корректно отображать DCI-P3.

Выбирать цветовое пространство следует исходя из конкретных практических соображений, а вовсе не на основании теоретического превосходства одного пространства над другим. К сожалению, гораздо чаще охват цветового пространства, используемого фотографом, коррелирует лишь с уровнем его снобизма. Чтобы с вами этого не случилось, рассмотрим те стадии цифрового фотопроцесса, которые могут быть связаны с выбором того или иного цветового пространства.

Собственно съёмка

Многие камеры позволяют фотографу выбирать между sRGB и Adobe RGB. Цветовым пространством по умолчанию является sRGB, и я настоятельно советую вам не трогать этот пункт меню, вне зависимости от того, снимаете ли вы в RAW или в JPEG .

Если вы снимаете в JPEG, то, скорее всего, делаете это для экономии времени и сил, и не склонны подолгу возиться с каждым снимком, а значит Adobe RGB вам точно ни к чему.

Если же вы снимаете в RAW, то выбор цветового пространства вообще не имеет никакого значения, поскольку RAW-файл в принципе не обладает такой категорией, как цветовое пространство – он просто содержит все данные, полученные с цифровой матрицы, которые лишь при последующей конвертации будут ужаты до заданного диапазона цветов. Даже если вы собираетесь конвертировать свои снимки в Adobe RGB или ProPhoto RGB, в настройках камеры следует оставить sRGB, чтобы избежать лишних трудностей, когда вам внезапно понадобится внутрикамерный JPEG.

Редактирование

Стандартное цветовое пространство назначается изображению только в момент конвертации RAW-файла в TIFF или JPEG. До этого момента вся обработка в RAW-конвертере происходит в некоем условном ненормированном цветовом пространстве, соответствующем цветовому охвату матрицы фотоаппарата. Именно поэтому RAW-файлы позволяют столь вольно обращаться с цветом при их обработке. По завершению редактирования, цвета, выходящие за рамки целевой палитры, автоматически подгоняются под наиболее близкие им значения в пределах выбранного вами цветового пространства.

За редким исключением, я предпочитаю конвертировать RAW-файлы в sRGB, поскольку мне нужны предельно универсальные и воспроизводимые на любом оборудовании результаты. Я вполне доволен цветами, которые я получаю в sRGB, и нахожу пространство Adobe RGB избыточным. Но если вам кажется, что использование sRGB отрицательно влияет на качество ваших фотографий, вы вправе использовать то цветовое пространство, которое сочтёте нужным.

Некоторые фотографы предпочитают конвертировать файлы в Adobe RGB для того, чтобы иметь большую свободу при последующей обработке изображения в Фотошопе. Это справедливо в том случае, если вы действительно собираетесь проводить глубокую цветокоррекцию. Лично я всю работу с цветом предпочитаю осуществлять в RAW-конвертере, поскольку это проще, удобнее и обеспечивает лучшее качество.

А что насчёт ProPhoto RGB? Забудьте о нём! Это математическая абстракция и целесообразность практического её применения ещё ниже, чем у Adobe RGB.

Кстати, если вы всё-таки вынуждены редактировать снимки в Фотошопе в пространствах, отличных от sRGB, не забывайте использовать разрядность в 16 бит на канал. Постеризация в цветовых пространствах с большим охватом становится заметной при равной разрядности раньше, чем в sRGB, поскольку одно и то же число бит используется для кодирования большего диапазона оттенков.

Печать

Использование Adobe RGB при печати фотографий может быть оправдано, но только при условии, что вы хорошо разбираетесь в управлении цветом, знаете, что такое цветовые профили и лично контролируете весь фотопроцесс, а также пользуетесь услугами серьёзной фотолаборатории, принимающей файлы в Adobe RGB и располагающей соответствующим оборудованием для их печати. Кроме того, не поленитесь провести несколько тестов, конвертируя одни и те же снимки как в sRGB, так и в Adobe RGB и печатая их на одном и том же оборудовании. Если вы не сможете увидеть разницу, то стоит ли усложнять себе жизнь? Палитры sRGB хватает для большинства сюжетов.

Интернет

Все изображения, предназначенные для публикации в интернете, должны быть в обязательном порядке преобразованы в sRGB. При использовании любого другого цветового пространства цвета в браузере могут отображаться некорректно.

Если я недостаточно чётко выразил свою позицию, то позволю себе повторить ещё раз: в случае малейших сомнений по поводу того, какое цветовое пространство вам следует использовать в той или иной ситуации – выбирайте sRGB, и вы убережёте себя от ненужных хлопот.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Что называют цветовым охватом? Он определяет конкретный диапазон спектра, видимого человеческим глазом. Поскольку цвета, которые могут воспроизводить устройства формирования изображения, такие как цифровые камеры, сканеры, мониторы и принтеры, варьируются, для их согласования используется определенная гамма.

Аддитивный и субтрактивный типы

Существует 2 основных типа цветового охвата - RGB и CMYK.

Аддитивная гамма образуется путем смешивания света разной частоты. Применяется в дисплеях, телевизорах и других устройствах. Название RGB составлено из начальных букв красного, зеленого и синего света, используемых для такой генерации.

Субтрактивная гамма получается при смешивании красителей, которые блокируют отражение света, в результате чего получается необходимый цвет. Применяется для публикации фотографий, журналов и книг. Аббревиатура CMYK составлена из названий пигментов (голубого, пурпурного, желтого и черного), используемых в печати. Цветовой охват CMYK значительно меньше пространства RGB.

Стандарты

Цветовой охват регулируется рядом нормативов. В персональных компьютерах часто используются стандарты sRGB, Adobe RGB и NTSC. Их цветовые модели изображаются на диаграмме цветности в виде треугольников. Они представляют собой пиковые координаты RGB, связанные прямыми линиями. Чем больше площадь треугольника, тем больше оттенков способен отображать стандарт. Для ЖК-мониторов это означает, что продукт, совместимый с большей моделью, может воспроизводить на экране более широкий диапазон цветов.

sRGB

Цветовой охват для персональных компьютеров определен международным стандартом sRGB, установленным в 1998 году Международной электротехнической комиссией (IEC). Он занял прочную позицию в среде Windows. В большинстве случаев дисплеи, принтеры, цифровые камеры и различные приложения калибруются для наиболее точного воспроизведения модели sRGB. Если устройства и программы, используемые при вводе и выводе данных изображения, совместимы с этим стандартом, расхождения между входными и выходными данными будут минимальными.

Adobe RGB

Хроматическая диаграмма показывает, что диапазон значений, который может быть выражен с помощью модели sRGB, довольно узок. В частности, стандарт исключает сильно насыщенные цвета. Это, а также развитие таких устройств, как цифровые камеры и принтеры, привело к широкому использованию техники, способной воспроизводить тона, которые не входят в диапазон sRGB. В связи с этим общее внимание привлек стандарт Adobe RGB. Он характеризуется более широким цветовым охватом, особенно в области G, то есть благодаря способности отображать более яркие зеленые тона.

Стандарт Adobe RGB был установлен в 1998 году компанией Adobe Systems, которая создала известную серию программ для фоторетуши Photoshop. Хотя он не является международным (как sRGB), благодаря высокой доле рынка графических приложений Adobe в профессиональной среде обработки изображений, как и в печатной и издательской отраслях, он стал таковым де-факто. Все большее число мониторов может воспроизводить большую часть цветовой гаммы Adobe RGB.

NTSC

Данный стандарт аналогового телевидения был разработан Национальным комитетом по телевизионным системам США. Хотя цветовой охват NTSC близок к Adobe RGB, его значения R и B немного отличаются. sRGB занимает около 72% диапазона NTSC. Мониторы, способные воспроизводить модель NTSC, необходимы для производства видео, однако они менее важны для отдельных пользователей или для приложений, связанных с неподвижными изображениями. Совместимость с sRGB и возможность воспроизведения цветового охвата Adobe RGB являются ключевыми для дисплеев, используемых для работы с фотографиями.

Технологии подсветки

В целом современные мониторы, используемые с ПК, благодаря спецификациям для их ЖК-панелей (и элементов управления) имеют цветовой охват, включающий все пространство sRGB. Однако, учитывая растущий спрос на воспроизведение более широкой гаммы, цветовое пространство мониторов было расширено. При этом в качестве целевого используется стандарт Adobe RGB. Но как происходит такое расширение?

Во многом это достигается благодаря усовершенствованию подсветки. Применяются 2 основных подхода. Один из них состоит в расширении цветового охвата холодных катодов, являющихся основной технологией подсветки, а другой затрагивает светодиодную подсветку.

В первом случае быстрое решение заключается в усилении цветного фильтра ЖК-панели, хотя это снижает яркость экрана за счет уменьшения светопропускания. Увеличение яркости холодного катода для противодействия этому эффекту имеет тенденцию сокращать срок службы устройства и часто приводит к нарушениям освещенности. Усилия инженеров на сегодняшний день в значительной степени преодолели эти недостатки. Во многих мониторах с люминесцентной подсветкой расширение диапазона достигается благодаря модификации люминофора. Это также снижает стоимость, поскольку позволяет расширить цветовую гамму без значительных изменений существующего дизайна.

Использование светодиодной подсветки начало нарастать относительно недавно. Это позволило достичь более высоких уровней яркости и чистоты цвета. Несмотря на определенные недостатки, в том числе более низкую стабильность изображения (например, из-за проблем с лучистым нагревом) и трудности в достижении однородности белого по всему экрану из-за применения смеси RGB-светодиодов, эти проблемы были устранены. Светодиодная подсветка стоит дороже люминесцентных ламп и использовалась меньше, но из-за ее эффективности в расширении цветового охвата дисплея применение этой технологии увеличилось. Это справедливо и для ЖК-телевизоров.

Соотношение и покрытие

Производители часто указывают площадь цветового охвата монитора (т. е. треугольников на диаграмме цветности). Многие, вероятно, видели в каталогах данные об отношении гаммы какого-либо устройства к модели Adobe RGB или NTSC.

Однако эти цифры говорят только о площади. Очень немногие продукты покрывают все пространство Adobe RGB и NTSC. Например, цветовой охват Lenovo Yoga 530 составляет 60-70 % Adobe RGB. Но даже если дисплей отображает 120 %, невозможно определить разницу в значениях. Поскольку такие данные ведут к неправильному толкованию, важно избегать путаницы с характеристиками продукта. Но как проверить цветовой охват монитора в этом случае?

Чтобы устранить проблемы со спецификациями, некоторые производители вместо слова «площадь» используют выражение «покрытие». Очевидно, что, например, ЖК-монитор с цветовым охватом цветовой модели Adobe RGB на уровне 95 % может воспроизводить 95 % гаммы этого стандарта.

С точки зрения пользователя, покрытие - более удобная и понятная характеристика, чем отношение площадей. Хотя при этом возникают трудности, демонстрация на графиках цветового охвата мониторов, который будет использоваться для контроля цвета, несомненно, облегчит пользователям формирование собственных суждений.

Преобразование гаммы

При проверке цветового пространства монитора важно помнить, что расширенный цветовой охват не обязательно влечет за собой высокое качество изображения. Это может вызвать недоразумение.

Цветовая гамма - это характеристика, применяемая для измерения качества изображения на ЖК-мониторе, но одна она его не определяет. Решающее значение имеет качество элементов управления, используемых для реализации полных возможностей дисплея. По существу, способность генерировать точные тона, подходящие для конкретных нужд, перевешивает наличие расширенного цветового охвата.

При оценке монитора необходимо определить, есть ли у него функция преобразования цветового пространства. Она позволяет управлять гаммой дисплея, задавая целевую модель, такую как Adobe RGB или sRGB. Например, выбрав в меню режим sRGB, можно настроить монитор с охватом Adobe RGB так, чтобы цвета, отображаемые на экране, попадали в диапазон sRGB.

Дисплеи, которые предлагают функции преобразования цветовой гаммы, одновременно совместимы со стандартами Adobe RGB и sRGB. Это необходимо для приложений, требующих точной генерации оттенков, таких как редактирование фотографий и веб-производство.

Для целей, требующих точной цветопередачи, в некоторых случаях недостатком является отсутствие у монитора с расширенным цветовым охватом функции преобразования. Такие дисплеи отображают каждый тон 8-битовой гаммы в полном цвете. В результате генерируемые цвета часто слишком яркие для отображения изображений в sRGB (т. е. sRGB не может быть воспроизведена точно).

Преобразование фотографии, выполненной в цветовой гамме Adobe RGB, в sRGB приводит к потере данных о высоконасыщенных цветах данных и утрате тональных тонкостей. Таким образом, снимки становятся блеклыми и появляются скачки тона. Модель Adobe RGB может воспроизводить более насыщенные цвета, чем sRGB. При этом фактически отображаемые цвета зависят от монитора, используемого для их просмотра и программной среды.

Улучшение качества изображения

В случаях, когда расширенный цветовой охват монитора позволяет воспроизводить больший диапазон тонов, дает больше возможностей для их контроля и настройки изображений на экранах, такие проблемы, как нарушение тональных градаций, вариации цветности, вызванные узкими углами обзора, и неравномерность отображения, менее заметные в гаммах диапазона sRGB, стали более выраженными. Как упоминалось ранее, сам факт наличия дисплея с расширенной цветовой гаммой не гарантирует, что он обеспечит высокое качество изображения. Необходимо подробнее рассмотреть различные технологии использования расширенного цветового охвата RGB.

Повышение градации

Ключевой здесь является встроенная функция гамма-коррекции для многоуровневых тональных переходов. 8-битовые входные сигналы для каждого цвета RGB, которые поступают со стороны ПК, подвергаются сглаживанию до 10 или более бит в каждом пикселе монитора, а затем назначаются каждому RGB-цвету. Это улучшает тональные переходы и сокращает цветовые разрывы, улучшая гамма-кривую.

Углы обзора

Большие экраны обычно облегчают восприятие отличий, особенно в устройствах с расширенной цветовой гаммой, но у них могут возникнуть проблемы с цветностью. По большей части изменение цветопередачи из-за угла обзора определяется технологией ЖК-панелей, причем у лучших из них изменения тона не проявляются даже при просмотре под большим углом.

Не вдаваясь в особенности производства дисплеев, их можно разделить на следующие типы, перечисленные в порядке возрастания изменения цветности: с плоскостным переключением (IPS), вертикальным выравниванием (VA) и скрученными нематическими кристаллами (TN). Хотя TN-технология продвинулась до такой степени, что ее характеристики угла обзора значительно улучшились, между ней и технологиями VA и IPS остается значительный разрыв. Если точность цветопередачи важна, лучшим выбором являются VA- и IPS-панели.

Неравномерность цвета и яркости

Функция коррекции неоднородности применяется для уменьшения неравномерности отображения, которая касается экранного цвета и яркости. ЖК-монитор с хорошими характеристиками обеспечивает низкий уровень неравномерностей яркости или тона. Кроме того, высокопроизводительные дисплеи оснащаются системами измерения яркости и цветности в каждой точке экрана и корректируют их собственными средствами.

Калибровка

Чтобы в полной мере реализовать возможности ЖК-монитора с расширенной гаммой и отображать тона в соответствии с потребностями пользователя, необходимо рассмотреть возможность применения оборудования для настройки. Калибровка дисплея - это процесс измерения цветов на экране с помощью специального калибратора и отражения характеристик в профиле ICC (файле, определяющем цветовые характеристики устройства), используемом операционной системой. Это обеспечивает единообразие информации, обрабатываемой графическим и другим программным обеспечением, и тонов, генерируемых ЖК-монитором, а также высокую степень их точности.

Следует иметь в виду, что есть 2 типа калибровки дисплея: программная и аппаратная.

Программная настройка осуществляется с помощью специализированного ПО, которое устанавливает такие параметры, как яркость, контрастность и цветовая температура (баланс RGB) через меню монитора и приближает изображение к оригинальному тону с помощью ручных настроек. В некоторых случаях вместо программы эти функции берут на себя графические драйверы. Программная калибровка отличается низкой стоимостью и может использоваться для настройки любого монитора.

Однако при этом возможны колебания точности цветопередачи, поскольку присутствует человеческий фактор. От этого может пострадать градация RGB, так как баланс дисплея достигается путем увеличения числа выходных уровней RGB с применением программной обработки. Тем не менее с программной настройкой добиться точного воспроизведения цветов проще, чем без нее.

Напротив, аппаратная калибровка обеспечивает более точный результат. Она требует меньших усилий, хотя ее можно использовать только с совместимыми ЖК-мониторами, и влечет определенные затраты.

В целом калибровка включает следующие этапы:

  • запуск программы;
  • сопоставление цветовых характеристик экрана с их целевыми значениями;
  • прямое регулирование яркости, контрастности и гамма-коррекции дисплея на аппаратном уровне.

Другим аспектом аппаратной настройки, который нельзя упускать из виду, является ее простота. Все задачи, начиная с подготовки профиля ICC для результатов корректировки и их записи в ОС, выполняются автоматически.

В заключение

Если важна цветопередача монитора, необходимо знать, сколько цветов он может фактически представить. Спецификации производителей, перечисляющие количество тонов, как правило, бесполезны и неточны, когда дело доходит до того, что дисплей отображает на самом деле, по сравнению с тем, на что он способен теоретически. Поэтому потребители должны быть осведомлены о цветовом охвате своего монитора. Это даст гораздо лучшее представление о его возможностях. Необходимо узнать процент покрытия гаммы монитора и модель, на основании которой он рассчитан.

Ниже приведен краткий список общих диапазонов для дисплеев разного уровня:

  • средний ЖК-дисплей покрывает 70-75 % гаммы NTSC;
  • профессиональный ЖК-монитор с расширенным охватом - 80-90 %;
  • ЖК-дисплей с подсветкой лампами с холодным катодом - 92-100 %;
  • ЖК-монитор с расширенной гаммой и LED-подсветкой - более 100 %.

Наконец, нужно помнить, что эти цифры верны, когда дисплей полностью откалиброван. Большинство мониторов проходят базовую настройку и имеют небольшие отклонения по некоторым показателям. В результате те, кто нуждается в высокоточном цвете, должны его откорректировать с помощью соответствующих профилей и настроек, используя специальный калибровочный инструмент.